51-летний программист, математик, спец в сфере искусственного интеллекта, один из отцов-основателей Рунета и отечественной IT-индустрии, писатель Игорь Ашманов подвел итоги прошлого года и озвучил прогноз жизни в интернете в году наступившем.
С прошлого года российские власти стали воспринимать Рунет как угрозу, на память ей пришли Сербия, Грузия, Украина, Египет, Ливия, Тунис, где власть проиграла сражения с этой угрозой – не ее уровень, гроссмейстерский. Разглядев мощную, превосходящую ее медленную бюрократию в интеллекте, быстроте реакции, мотивации, креативности, власть решила что-то делать. Создать собственный альтернативный интернет было нереально. Но в руках власти закон. С лета прошлого года спешно созданы и приняты законы «против интернета», началась блокада ресурсов, готовятся новые акты. В ходе реализации этих законов создается инфраструктура блокирования «нежелательного» политического контента. Подобные структуры уже созданы в других странах.
В прошлом году продолжилось изменение ландшафта социальных медиа. Живой Журнал, когда-то главная площадка Рунета, почти умер в результате перманентных сбоев и остановке в развитии. Руководство валит на DDoS-атаки и хакеров-анонимусов, намекая на ФСБ. Однако хакеры хакают все, что под руку подвернется, предпочитая то, в чем хранятся деньги, а ФСБ не любит Твиттер еще больше, чем ЖЖ – и они продолжают жить. Игорь Ашманов опасается, что если руководство, цели и владельцы ЖЖ останутся прошлогодними, он может не пережить 2013 год.
Блицкриг Фейсбука в Рунете провалился окончательно, число его активных пользователей стабилизировалось на нескольких миллионах, ясно, что 100-миллионный В Контакте одолеть не получится. При этом одиозные Одноклассники стали оживать, Яндекс и Мейл.ру укрепили лидерство в Рунете, Твиттер стабилизировался на 2 млн активных пользователей в месяц.
Прошлый год отмечен провалом громких IPO ФБ и Групона, закатом групповых, купонных и подобных сервисов, созданных на чистой жадности, стартап-истерии и окончанием эпохи романтики фронтира в бизнесе Рунета. Интернет-бизнес стал окончательно регулярным и прагматичным, теперь здесь задают моды большие батальоны, большие аудитории и бюджеты, высокоскоростная обработка транзакций, основанных на продаже данных пользователей рекламодателям и с аукционных площадок. Романтика, похоже, уходит в мобильный интернет и ТВ.
В 2012 году главные поисковики ввели персонализацию выдач, которые отныне могут отличаться для различных пользователей. Персонализировались и соцсети. Секретные алгоритмы анализа пользовательского поведения там и там не раскрываются. Эта персонализация чревата дальнейшим отчуждением в сети, замыканием пользователей в узких тематических, семантических и т. п. нишах. Это – усиливающийся процесс с положительной обратной связью.
В 2012 году Рунет был поражен эпидемией «клипового мышления»: пользовательское внимание стало фрагментарным, неустойчивым, большинство не читает длинные тексты и не смотрит длинные ролики, от контента требуется мелкая гранулированность, легкоусвояемость, поддержание опции чтения наискось, все должно состоять из мемов, привычных образов, архетипов. Память, как и тексты и клипы, стала укорачиваться.
Смена интернет-площадок привела к смене форматов и мышления. Прежняя основная дискуссионная и политическая площадка Рунета, Живой Журнал, чисто российское, уникальное явление, поощрял на довольно длинные и продуманные тексты. Там можно было прочитать и участвовать обсуждать даже того, что написано в 2003 году (да и вообще для ЖЖ типично обращение к истории и даже некоторая вневременность – Zcontest.ru). Сейчас тусовка переместилась в ФБ, Вконтакте и Твиттер, не поощряющие длинные тексты и комменты и топящий свой контент, быстро уходящий за края экрана и более не находимый даже поиском. Время жизни сообщений в соцсетях (получения всех комментов, лайков и т. п.) может исчисляться часами. Короткая память становится трендом года. Интернет-баталии начинаются будто с нуля. Клиповое восприятие и сокращающая емкость «оперативка» публики дает возможность многократно ловить ее на одни и те же пропагандистские схемы.
В последнее время в Рунете сложилась окончательно инфраструктура первичного создания, обработки для СМИ новостей, привлечения к ним внимания «обычных» масс-медиа и снятия с них ответственности за эти новости. Весь прошлый год Рунет генерировал информационные поводы для СМИ, выводя те или иные сообщения в тренды соцсетей и Твиттера. Затем подобные вбросы из соцсетей получали статус «больших» новостей с помощью СМИ. При этом последние часто стали снимать ответственность с себя отсылкой к соцсетям. Прежде профессиональные СМИ хоть как-то несли ответственность за то, что писали.
Появление гигантского количества ботов – тоже итог ушедшего года. Так, в русской части Твиттера появляется в день до 4-5 млн сообщений, 2,5-3 млн из них – спам, генерируемый всего 50-100 тысячами аккаунтов, большинство которых – скрипты. Они рекламируют игрухи выводом в тренды сообщений типа «я прошел там-то такой-то уровень» или с тегом «#Олимпиадынебудет». Последнее, возможно, для полного освоения какого-нибудь пропагандистского бюджета или отвлечения внимания от важного совещания в Сочи.
При этом 20-30% остальных 1,5-2 млн сообщений тоже являются спамом, но не засекаемым системами, мониторящими Рунет, плюс набирающий популярность жанр перепоста. Таким образом, содержательные сообщения могут составлять 1-2% контента Твиттера, Фейсбука и прочих соцсетей. Даже жанр репоста с комментом становится редкостью.
Это даже не итог, а событие года. Поняв это, мониторя Рунет, Игорь Ашманов с коллегами испытали шок: оригинальный контент и реальное общение практически отсутствует, вместо них – тривиальная трансляция, но все продолжают читать новости. Почему? Сеть, как и обычные СМИ – увеличительное стекло, в котором даже самые маленькие сигналы, правильно поданные, усиливаются на много порядков, поэтому здесь можно многого добиваться малыми средствами.
В прошлом году многие пользователи Рунета перессорились из-за политики, возникли большие расколы, градус ненависти кардинально повысился, эмоции зашкаливали, пользователи переставали слышать друг друга, стали легче переходить к ругани, оскорблениям и привыкать к подобным манерам общения, будто оскорбления перестают быть оскорблениями, если написаны в соцсети, а не высказаны «в реале». При этом и в СМИ шло нагнетание ненависти, падали моральные барьеры и спадали маски. Соблюдавшая ранее хоть видимость объективности деловая и информационная пресса вдруг перестала стесняться и заняла ту или другую политическую сторону, журналисты из трезвых наблюдателей превратились в политических бойцов.
В наступившем году проникновение государства в Рунет будет продолжаться, предполагает Игорь Ашманов. Он ожидает продолжения и законодательной борьбы с Рунетом, появления законопроектов об интернете в целом, построения государственно-частной инфраструктуры фильтрации контента, первых громких судебных процессов, усиления политизации Рунета (хотя, казалось, куда уж дальше). Но роль сети растет, и попытки пользоваться ей в своих интересах будут усиливаться, а технологии распространения и вбросов информации – совершенствоваться. Эксперт ожидает также окончательного размытия границ между текстовыми роботами и исполняющими их роль за грошовую оплату поденщиками и превращения Рунета в непрерывно грохочущее поле политических битв – в основном роботов и небольшого количества «роболюдей». Кроме того, он предрекает увеличения в разы частоты циклов появления новых тем с бешеными эпидемиями обсуждений и полным забвением – от сегодняшнего в пару недель до 3-4-дневных.
В 2013-2014 годы должно произойти слияние интернета с телевидением, считает эксперт. Причем, вполне возможно, в компьютере, а в телевизоре. С одной стороны, на навороченные телевизоры жк цены падают, с другой – многие модели уже сейчас обладают не меньшей мощностью, чем компьютеры, выходят в сеть, воспроизводят контент Ютьюба и аналогичных сервисов, скачивают его с торентов. Пользователи ожидают появления технологии «второго экрана», при которой на планшет скачивается рекомендательное приложение и затем с планшета можно управлять телевизором или выбирать передачи в реальном времени. В наступившем году могут появиться новые возможности: комментить передачи на сайтах телеканалов, с помощью приложений «умных» телевизоров, на площадках телевизионного интерактива. Умное ТВ с функциями персональных компьютеров могут заменить последние – отчасти или полностью.
В наступившем году более половины пользователей будет выходить в сеть с мобильных девайсов, а их новые пользователи в ближайшие 2-3 года могут уже пропустить обзаведение настольным ПК: все их сетевые потребности будут покрывать планшеты и смартфоны. Должны возникнуть принципиально новые сервисы и соцсети – изначально мобильные, имеющие в своей основе девайсы на Андроиде и их специфические возможности, а не привычный интернет.